Суббота, 22.07.2017, 20:48

Главная » Статьи » Горный велосипед » Отчеты, статьи, походы, соревнования

Велопоход "Хакасия 2010"
Шестой день (продолжение)

Горы, порытые снежными шапками теперь тянутся по обе стороны от дороги. Мы в пути уже больше часа. Позади короткий перекур. Вокруг нас начинается высокогорная тундра – низкие деревья стелются вдоль земли, слева от дороги, за обрывом серпантином блестит река.

Пролетаем километровый спуск, после которого подъем постепенно усиливается. Температура падает, на спуске заметно холодно. Справа от нас тянется зеленая гора, увенчанная заснеженным хребтом. В сотне метров от нас, посреди травы и деревьев на уровне дороги белыми проплешинами лежит снег.

Короткий привал у столбика с надписью «110 км».

Справа от дороги, приблизительно в трехстах метрах в небо поднимается дым от костра. Сплавщики. До сто десятого километра их обычно забрасывают на авто, а дальше привал невдалеке от дороги и тридцать километров с рюкзаками за спиной в горы до реки Она.

Вдоль дороги текут ручьи. Наполняем фляги и трогаемся – без движения становится очень холодно. До вершины десять километров. Километра через три проезжаем базу дорожных рабочих.

Асфальт заканчивается. До вершины перевала тянется гравийка. Отсюда и до вершины перевала асфальта нет из-за часто выпадающего снега – чтобы не было гололеда.

Дорога, как обычно на перевалах, поднимается серпантином. Слева, далеко вверх поднимаются горы, справа обрыв. Часто попадаются ручьи, вдоль которых растет женьшень.

Перед последним поворотом дорога метров на сто скатывается вниз, а затем круто вздымается вверх. Первым на вершину выкатился Толян.

Утром здесь белым одеялом лежал снег. Сейчас о нем напоминают редкие белые проплешины среди камней. В центре площадки стела с указанием высоты 2206 м. и надписями – «Тыва» и «Хакасия». Первая не то, чтобы как новая, но вторая вся сплошь в пулевых отверстиях, вроде как чтобы понятно было, кто здесь главнее.

Стоило остановиться и слезть с велосипедов, пронизывающим ветром тут же остудило промокшую одежду. Достав из полиэтиленового пакета сухую кофту и шапку, я быстро переоделся, дрожь вскоре прекратилась. Толян надел шапку и тоже вроде как повеселел, Тренер же всю теплую одежду привез на себе, и теперь из просто сырой она стала мокрой и холодной. По-быстрому сфотографировались у обрыва и стелы, после чего Серега спрятался от ветра

Левее и выше площадки, метрах в двадцати от Сереги, спрятавшегося от холодного ветра под стелой, виднелся небольшой шатер из развевающихся на ветру разноцветных кусочков ткани. Под колышащимся на ветру пестрыми платочками и ленточками, в каменной нише находится символ местного божества (а может и не символ, а само божество). Перед ним кучка из монет и бумажных денег.

Существует поверье, что если купить у божества камень, положив монету в кучку у его ног, загадать желание, спуститься вниз, перейти через дорогу, подняться по тропинке на самый верх и положить свой камень на большую кучу из таких же камней,- желание обязательно сбудется. Да, есть еще одно условие – пока несешь камень, ни с кем нельзя говорить.

Отсюда, сверху, стела внизу и дорога возле нее кажутся маленькими и ненастоящими. А озеро по ту сторону перевала, в Тыве, и вовсе выглядит мелкой черной кляксой.

Это место на вершине притягивает к себе. Возвращаться вниз совсем не хочется. Говорят, в горах всегда так. И все же многие, кто хотя бы раз остановился на перевале и поднялся сюда, приезжают на это место снова и снова.

Включаемый только в особых случаях навигатор в толяновском коммуникаторе показал высоту 2256 метров, пикнул севшей батареей и наконец-то издох.

Налюбовавшись на заснеженные изгибы горных хребтов, уходящую от перевала далеко в стороны и вниз тонкую нить дороги, скатываемся на великах к продрогшему Тренеру. Тренер, как оказалось, не так уж и продрог и поджидал нас, сидя в теплом салоне легковушки.

Спускаться с перевала еще холоднее, чем стоять наверху под холодным ветром. Опасаясь обледенения за рулем велосипеда, заруливаем в ДРСУ, к дорожникам на чай. Ну а где чай, там и перекус – дорожники оказались не жадными, а мы не особо скромными. За чашкой чая мужики рассказали в подробностях историю, которой стращали нас с самой Абазы. С полторы недели назад мужичок (вроде как из Абазы) с семьей, на легковушке ехал в Тыву.

Спустился с перевала, проехал сколько-то там километров и остановился по каким-то своим делам. Тут же появились тывинские парни подросткового возраста, попросили выпить. Мужик протянул им сок, за что и поплатился. Сначала в него выстрелили, потом потыкали ножом, и напоследок порубали топором. На глазах у жены и ребенка. Малолеток потом поймали, посадили в клетку. Такая вот история. Может и не совсем так было, как нам рассказали, но ведь было же. Красиво по Тыве путешествовать, только вот опасно слегка, и не только на примере этого случая.

Оставшийся до «Барса» спуск мы прошли за сорок минут. А поднимались от базы до «сотого» почти четыре часа.

Развесив мокрую одежду сушиться под последними лучами солнца на скамейках вокруг костровища, мы оккупировали душ.

Обшаружившая наше появление Света, главный враг безделья на отдыхе, подхватила нас и потащила на экскурсию по территории. Еле угнавшись за Светой, тяжело дыша, мы вышли к дамбе, месту, откуда вода по трубе подается вниз, к гидрогенератору. Оставив нас у дамбы, Света тут же растворилась в лесу.

Генератор проектировлся и устанавливался инженерами с Саяно-Шушенской. Благодаря им на базе круглосуточно есть электричество и, что самое главное – горячая вода в душе, в неограниченном количестве и в любое время суток.

Побродив по лесу мы вернулись на базу, где нас снова отловила неутомимая Света и потащила в столовую смотреть «выжить любой ценой», серию про Тыву и Хакасию. Съемочная группа останавливалась здесь, на Снежном Барсе».

Развалясь на диване под напряженными взглядами жующих свой ужин отдыхающих, мы вдоволь постебались над полураздетым Беаром, скачущим по «страшному холоду» в сибирской тайге, кричащему и не выпускающему пар изо рта. Устав шутить над выдумщиком Беаром, прыгающим по сугробам без шапки, я подумал, что моя шапка явно потерялась. В карманах пусто. Метнулся к вещам у палатки – шапки нет. Пришлось седлать велик, и ехать на поиски. Так-то, может и хрен бы с ней, с этой шапкой, только вот подарила мне ее родная сестра, из самой столицы по почте выслала. Так что выдернул я вел из кустов, попытался сесть в седло, да не смог – не на что мне больше садиться, по крайней мере сегодня, поехал на педалях. Шапка нашлась в луже у поворота на трассу.

Вечером планировался костер. Что Серега и сделал. Кострище получился отменный, дров мы пожгли, пожалуй, двойную норму. Зато красиво. Из темноты выходили и садились рядом люди. Света пела песни и рассказывала про базу. Она последняя из большой дружной команды инструкторов. На сегодняшний день она – лицо базы в буквальном смысле, ее фото на всех рекламных буклетах, если Светы нет на базе половина из желающих сюда приехать отменяет поездки. Света водит людей по маршрутам – озера, горы, таежные тропы, расшевеливает их души песнями у костра. Сегодня день рождения у постоянного гостя, Жени. Со слов Светы, человек был страшный – бандюган, душегуб. И вроде как «Снежный Барс» его изменил. Женя стал засматриваться на бурундучков, ходить в горы, и, конечно, приезжать сюда каждый год. Засомневался я сначала, но когда к костру подсел Женя с друзьями, и я их разглядел и послушал, сомнения рассеялись. Дальше был торт со свечами, песни. В том числе песня-подарок для Жени в нашем исполнении, причем неожиданно для нас самих. «Поворот» песня называется.

Конечно, есть на базе и другие инструктора. Только песен они не поют, по вечерам их обязанность следить за костром. Костер сегодня жарил Тренер, так что инструктора ничем выделиться не смогли и мы их почти не заметили.

К концу вечера, когда наша компания поредела, оставшиеся у костра как будто почувствовали между собой какую-то особую связь. Стало уютно и хорошо. Мы смотрели на яркие звезды, на костер, друг на друга, разговаривали.

Уже за полночь, костер почти погас. Я встал и попытался поднять со скамейки коврик, на котором сидел – он примерз. Трава вокруг покрылась инеем, так что ходить приходилось осторожно, что не поскользнуться.

В баню идти не хотелось. Не раздеваясь, я зарылся с головой в спальник и уснул. Не помню, что мне снилось, но во сне мне было хорошо, спокойно и очень холодно.

Категория: Отчеты, статьи, походы, соревнования | Добавил: Angol (07.03.2011)
Просмотров: 1169 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
siberia-extreme © 2017
Поиск
Форум
ФОРУМ
Новое на форуме
  • Велотуры, велопоходы, велопутешествия. (0)
  • "Чульжан Ортон Алгуйский 500" сезона 2013 (159)
  • Велопоход "Усть-Кумир (Девичьи плесы)" (1)
  • Просто наши прекрасные фейсы. (5)
  • инструкция по медведям (32)
  • "Чульжан Ортон Алгуйский 500" сезон 2014 года (168)
  • СОСНОВЫЙ БОР Новокузнецк (66)
  • По льду Байкала...14-21.03.2016 (0)
  • Что вы об этом думаете (0)