Вторник, 25.07.2017, 20:31
Сибирь Экстрим
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Отчеты, статьи, походы, соревнования [21]
Реклама
Тэги
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 106
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
janiceqz16
Форма входа
Логин:
Пароль:
 Каталог статей
Главная » Статьи » Горный велосипед » Отчеты, статьи, походы, соревнования

Велопоход "Хакасия 2010"
29.07.2010
Первый день

Новокузнецк – Междуреченск – Бискамжа (электричка) – Вершина Теи – ебеня.
36 километров

С каждым годом все сложней планировать не столько маршрут - маршрут-то дело не такое уж и напряжное, сколько сам поход. На этот раз из старой команды остались только мы с тренером – всех остальных поглотили бытовуха, лень и старость. Поначалу и я не был уверен, что смогу вырваться, но недели за три до дня старта решил – обязательно поеду.

Третьим стал Анатолий Юрьич, Толик, для нас же просто Толян – звезда городского баскетбола, лучший в городе автомобильный диагност с дипломом и просто хороший товарищ. Не остановил его даже только что вскрытый абсцесс на бедре.

Насчет маршрута долго не думали – Хакасия, сотый перевал, что на границе с Тывой.
Маршрут составил тренер, я же в предпоследний день перед походом начал забивать его в навигатор. Подарили мне коллеги год назад походный Гармин. Жаль только, умер этот Гармин вместе с незаконченным маршрутом за день до старта. Ремонту не подлежит, гарантия вышла. Только обмен с доплатой в семьдесят процентов от стоимости – семь тыщщ рублей. От обмена я отказался. Решили идти по старинке – по бумажным картам.

Рюкзак как обычно паковался в последний день, по совместительству оказавшийся днем моего рождения, что я как-то не особо и заметил. Прошлогодний опыт езды с рюкзаком типа велоштаны «Мираж 80», выписанным с «велопитера» охоту путешествовать с этими велоштанами отбил напрочь. Может, и удобная штука велорюкзак, но только если стопа у вас не сорок седьмого размера – пятки постоянно бьются о рюкзачные штанины, что на второй день похода начинает дико раздражать. А тут еще у Толяна не оказалось подходящего рюкзака, так что питерский «Мираж» торжественно был ему вручен вместе с багажником. Я же достал из шкафа испытанный шестидесятилитровый «нордвэй».

С каждым годом список вещей, которые я беру с собой, становится все меньше. В это раз даже из термобелья я взял только кофту. Вместо сменной обуви – легкие полиуретановые калоши. В качестве основной обуви пошли сетчатые соломоны. Велотуфли на пересеченной местности с бродами и грязью – вещь малопрактичная, так что они остались дома, а контактные педали я поменял на обычные топталки. Сменной одежды не взял совсем, за исключением теплых штанов. Даже аптечка, занимающая в первых походах половину полиэтиленового пакета (разве что гипс с собой не брал), уменьшилась на три четверти. В этот раз, правда, аптечку пришлось немного увеличить за счет перевязочного материала – Толяна ждут как минимум ежедневные перевязки.

Я проспал, и если б не звонок тренера – ехать парням без меня. Как потом оказалось, Толян тоже проспал, и его тоже разбудил наш надежный тренер.

Итак, старт в 5.34. Электричка «Новокузнецк-Междуреченск». Как обычно заняв крайние, у выхода в тамбур, места, ставим велы вверх ногами и снимаем с них колеса. Велосипед без колес уже не средство передвижения, а обычный багаж.

В это время (5.30) радоваться началу похода как-то сложновато. И лишь почти через час мелькания в окне столбов и деревьев приходит осознание того, что мы наконец-то вырвались - вот тут-то и начинается радость.

В 7.15 стремительная пересадка на электричку Междуреченск – Бискамжа.

Это направление обслуживает Красноярская ж/д, со своими, отличными от наших, правилами – с недавних пор договориться с красноярскими контролерами гиблое дело.
Наша цель – успеть занять ближайшие к тамбуру места. Вагоны стремительно заполняются туристами и их рюкзаками. Электричка – единственный способ для большинства туристов добраться до Казыра и Поднебесных Зубьев. Чем и пользуются зубастые контролеры – бросив алчные взгляды на велы и многочисленные рюкзаки на полках, они устремляются в атаку. Некоторые туристы, не знающие правил провоза багажа, сдаются и отдают таки деньги охочим до наживы контролерам.

Тренер все-таки завелся от хамства контролеров - разворчался не на шутку, Толяну ситуация по барабану, впрочем, как и мне.

В Казыре выходят последние туристы, дальше едут местные и путейцы.
Около полудня мы выгружаемся на конечной станции – Бискамжа. Это уже Хакасия.
Поднялись по переходу и только достали фотоаппараты, как какой-то немытый абориген в камуфляже и с рацией категорически запретил нам фотосъемку стратегического объекта, пригрозив вызвать отряд быстрого реагирования.

Чем дальше в «глубинку» тем чаще местные жители строят из себя хозяев. Но это только в том случае, если в места эти посторонние заезжают, вроде туристов. Если же глухомань такая, что «нога человека не ступала», никакой спеси в местных и в помине нет.
Мы даже согласились на отряд быстрого реагирования, только вот мужичок как-то отвлекся и стал смотреть куда-то вдаль. Ну а мы пошли в столовую, где откушали по три блюда, и где нас явно обсчитали.

Возле столовой снова извечные расспросы о том, «за сколько можно купить такой же велик?». Тут же, под окнами столовой переодеваемся и крутим педали в направлении Вершины Теи.

Впереди двадцать девять километров грунтовки-гравийки. В целом дорога неплохая, плавно поднимается вверх. Перед Вершиной Теи стела с указателем – налево поворот на Аскиз. Четыре года назад по той дороге мы катили на Абазу. Если свернуть сейчас на нее, то к полуночи, если повезет, можем быть у абазинского перевала. Это почти двести километров, и только один перевал (не считая абазинского), после которого катится как по маслу. Но по той дороге мы уже катались, так что едем в объезд.

За стелой небольшой перевальчик - заезжаю без одышки, не зря ж так тренировался. Есть опасения насчет болезных толяновых коленей, но пока все нормально.

Перед въездом в поселок по левой стороне огромный карьер, на дне которого копошатся, похожие на муравьев, БЕЛАЗы. Оперативно подъезжает машина, вылезшие из которой охранники пытаются наехать на нас за фотосъемку. Наезд быстро трансформируется в разговор, из которого проясняется дорога на Тортас.

Проехав через поселок, выезжаем к озеру – местная зона отдыха. Оказывается, что никто не взял спички. Вот позору-то! Есть измятый прошлогодний коробок, найденный мной на дне рюкзака, да зажигалка у Сереги. Воду, за неимением ручьев и родников набираем из озера. Пока греемся у костра, подлетает черная тойота, из которой под рев попсы вылезает сильно нетрезвый паренек и, покачиваясь, молча косится в нашу сторону.

- Здорово!- говорю.
- Здорово!- отвечает он и тянет руку, представляясь - Алексей Петрович, я здесь живу!

Пока беседуем с Алексеем Петровичем, подъезжает «копейка» с продавленной крышей и выбитым лобовым стеклом. Из распахнувшейся дверцы как на пружинах вылетает хакасский парниша, чуть более трезвый, чем Алексей Петрович.

- Б..ь! Васька! «копейку» нулевую разбил, ну ты даешь!- Алексей Петрович осуждающе покачивается в сторону Васи.

Васька, похоже, вовсе не переживает,- Да вот, гнал, да и перевернулся, менты только что отпустили.

Дальше маты, чувства и эмоции коренных жителей. Потом Васька уезжает на всех парах, выбросив из-под колес кучу камней. За ним отбывает и Алексей Петрович, по барски одарив нас банкой сока. Вслед за ними, от греха подальше засобирались и мы, только в другую сторону. Насчет стороны, кстати, вопрос особый. Про дорогу нам так никто ничего вразумительного и не сказал. А впереди развилка. Включаем на пару минут драгоценный Толяновский коммуникатор с навигатором, определяемся и тут же выключаемся – батарея на исходе. Есть направление. Наша цель выехать к ЛЭП – под ней по любому есть дорога.

Разбитая гравийка с глубокой колеей все чаще пересекается лужами, вода в которых скрывает колеса велосипедов почти наполовину. Каждые десять-двадцать метров приходится слезать и пешком перетаскивать велы через большие камни. Дорога все круче забирает вверх. Тайга теперь не только впереди, но и вокруг, и позади нас.

Ползем в перевал. На шестом километре подъем заканчивается и дорога быстро скатывается вниз. Впереди виднеется долгожданная ЛЭП.

Проскакав вниз по камням около двух километров, выезжаем на дорогу. Стремительно темнеет. Сворачиваем к ручью – пора вставать на ночевку.

Распределяем работу на троих – палатка, костер, котелки. Вскоре палатка слегка покачивается на ветру, вещи разложены, велики расставлены, спирт разведен, ужин готов.

Мы сидим у костра, допиваем чай и смотрим на закат. Внезапно в лучах заходящего солнца гора впереди становится золотой. Толян хватается за фотоаппарат – «Давай, Антоха!».
- Это твой кадр, Толяныч, давай не упусти.- Я сижу у костра и смотрю на золотое чудо. Мне не хочется шевелиться.

Позолота медленно сползает с горы, на нас опускается ночь.

30.07.2010
Второй день
… – Намыртах – Тюрт-Тас – Картоев – Усть-чул – Нижняя Тея – Верх Имек

71 км
Ночью бил колотун. Стоило во сне вытянуть ноги, как стопы словно попадали в морозилку – я тут же просыпался, кое-как в тесном спальнике подтягивал колени к груди, натягивал верхний край спальника на голову и снова засыпал. Через какое-то время все повторялось. Парни утром признались, что всю ночь проделывали то же самое. И, не смотря на это, все выспались лучше, чем в мягких кроватях под теплыми одеялами. Не вылезая из палатки, сделана утренняя перевязка Толяну.

Снаружи дул легкий ветерок, и облака расползались над нами, пропуская вниз теплые лучи утреннего солнца.

Горячий завтрак, неспешные сборы и вот мы уже трясемся по ухабистой дороге, привставая на педалях, чтоб хоть немного облегчить жизнь побитым за вчерашний день главным точкам опоры. На развилке берем левее, как нам показалось, по более накатанной дороге, следуя правилу – верная дорога та, что лучше накатана. Дорога поднимается в гору и скрывается в лесу, пытаясь затеряться в траве. Когда становится ясно, что не надо было сворачивать, возвращаться уже далековато – против разворота я возражаю первый.

И вскоре беру свои возражения назад – передо мной в колее свежие, еще не успевшие заполниться водой медвежьи следы.

Но теперь уж точно возвращаться слишком далеко – идем вперед.

Похоже, по этой дороге последний раз проезжали минимум с год назад – так все заросло травой и кустами. Пешком приходится идти больше, чем ехать. От частоты слезания с велосипеда и залезания обратно появляется этакая легкая злость. Продолжаем ползти вперед по камням, по воде, через кусты. Дорога постоянно то поднимается в гору, то спускается вниз. Справа, вдалеке за деревьями иногда можно разглядеть ЛЭП – значит, идем правильно, хоть и не по не совсем правильной дороге.

Наконец выкатываемся на дорогу под высоковольтной линией. Едем на спуск, понемногу набирая скорость. И тут меня самым наглым образом кусает клещ. Почувствовав его приветственное покусывание под лямкой рюкзака и сразу заподозрив неладное, я тормознул, скинул рюкзак и задрал майку. Черный подлец, не стесняясь, погружался все глубже под кожу. Хотел было зафотать его, но уж очень до неприятного быстро он вгрызался в кожу – на фото пришлось наплевать. Это был единственный клещ, увиденный нами за весь поход.

Через три часа, проехав тринадцать километров, въехали в Намыртах. От поселка осталось несколько заросших травой завалившихся домов. У дороги будка лесорубов, чуть поодаль стоит трактор. Лесорубов нет, будка не заперта – наш запас спичек пополнился парой коробков.

Серега разжег костер, а я, прихватив из будки эмалированный таз, присел на него в тени трактора – чего-то развезло меня под полуденным солнцем, даже есть неохота.

Через силу съел горячий обед, принял на десерт дозу доксициклина (о энцефалита-то мы привиты, но болезнь Лайма никто не отменял), и снова вперед, по разбитой дороге.

Десять километров до Тюрт-Таса мы проехали почти незаметно, перед самым поселком разогнавшись на затяжном спуске до свиста в ушах. Тайга осталась позади, впереди хакасские степи.

На подъезде к поселку по сторонам от дороги раскинулся лес из пней, торчащих из объеденной коровами травы. По безлюдным улицам по грязи стайками бегают свиньи. Зелени в поселке почти нет, лишь редкие деревца между домами.

Закупаемся в магазине и едем дальше.

Впереди нас дорогу то и дело перебегают бурундуки. Вскоре проезжаем Картоев, сворачиваем с дороги и останавливаемся у реки – помыть велосипеды, постираться и перекусить печеньем с газировкой. Обсуждаем два варианта – давать кругаля и ехать смотреть наскальную живопись в Казановку, или рвануть вперед и уже сегодня заночевать в Абазе, сэкономив один день для дневки. Кругаля решили не давать – по показаниям местных дорога через двадцать километров переходит в лесную тропу вроде той, по которой мы добирались сюда от Вершины Теи.

Так что, если поднажмем, к полуночи будем в Абазе.

Начался подъем на небольшой перевальчик, Я слегка оторвался вперед. В середине перевала, справа от дороги грузовик ГАЗ, возле которого суетятся трое хакасов. Спросили, понимаю ли я в грузовиках. Ответил им, что щас подъедет главный спец по грузовикам. Подъехали Серега с Толяном.

- Толяныч,- говорю,- тут без тебя никак.
- Здорово, мужики. Чего случилось-то?- Толян слазит с велосипеда и спускается с дороги к грузовику.
- Да пьяные были. Ночью катались, да и уронили машину с дороги. Теперь вот подняли, а завести не можем.
- Да у вас масло повытекло, цилиндры залило, вот и не заводится. Дуйте за маслом, цилиндры просушите, тогда и заведется.

Попрощавшись с обрадованными хакасами, поднялись на вершину перевала.

Впереди долгий извилистый спуск по хорошо укатанной гравийке, затем еще один перевал.

Проехав Усть-Чул с неизменными свиньями, переходящими дорогу, наконец-то выкатились на асфальт. Тренер подправил Толяну закапризничавший задний переключатель, и мы двинулись вперед, постепенно набирая скорость. Вскоре Толян начал отставать.

Выяснилось, что у него все-таки разболелись колени. Тренер решил прибегнуть к народным хакасским средствам и отхлестал толяновы колени сочной хакасской крапивой. Кто не знает, что это за зараза такая, может махнуть пару раз по себе пучком обычной крапивы и мысленно утроить полученное удовольствие. Такая вот хакасская крапива, внешне больше похожая на низкорослую полынь, чем на крапиву.

На время оздоровительных процедур я предусмотрительно стоял в отдалении. Когда смолкли вопли, я подъехал к парням.

- Давай, Антоха, подставляй ноги, щас тебя полечим!- тренеру явно понравился лечебный процесс, и он с удовольствием хлестнул себя по ляжкам.

- Нет уж, спасибо дядя Сережа, я как-нибудь так, потихоньку.- я зачехлил фотоаппарат и крутнул педали.

На подъеме у Толяна опять забарахлил задний переключатель, из-за чего пришлось несколько раз останавливаться.

Наконец выехали на трассу. Впереди последний на сегодня перевал. Поднявшись в перевал с гранитным маралом на вершине, дожидаюсь парней. Здесь я уже в третий раз.
Темнеет и заметно холодает. Горячий перекус и на спуск. Впереди, у Верх Имека нас уже ждет Денис, Серегин племянник.

Разбираем велосипеды, грузимся в «шестерку», догоняем рванувшего налегке Серегу, пакуем и его в машину, и уже в темноте залетаем на знаменитый абазинский перевал.
Позади всего одна ночевка и мы уже в Абазе. Теплая встреча, вкусный ужин, мягкая постель. Завтра день ремонта и отдыха.

Категория: Отчеты, статьи, походы, соревнования | Добавил: Angol (07.03.2011)
Просмотров: 1443 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
siberia-extreme © 2017
Поиск
Форум
ФОРУМ
Новое на форуме
  • Велотуры, велопоходы, велопутешествия. (0)
  • "Чульжан Ортон Алгуйский 500" сезона 2013 (159)
  • Велопоход "Усть-Кумир (Девичьи плесы)" (1)
  • Просто наши прекрасные фейсы. (5)
  • инструкция по медведям (32)
  • "Чульжан Ортон Алгуйский 500" сезон 2014 года (168)
  • СОСНОВЫЙ БОР Новокузнецк (66)
  • По льду Байкала...14-21.03.2016 (0)
  • Что вы об этом думаете (0)
  • байкал зимой (4)
  • Арбалеты в Кузне